Эмоциональная подготовка выпускников 9-х и 11-х классов к экзаменам ведется в школе с 2008 года. Основная цель: профилактика экзаменационной тревожности. Задачи.
В ходе психологических занятий создать такую активную развивающую среду, которая позволила бы выпускникам:
научиться пользоваться позитивной лексикой, эффективно побуждающей к действию;
изменить пессимистические базовые убеждения на конструктивные;
осознать личностные ресурсы и расширить поведенческий репертуар;
сформировать позитивное мироощущение.
В этом учебном году работу по эмоциональной подготовке выпускников к экзаменам мы начали со 2-ой четверти . Уже первые занятия, в частности, в 9-х классах, выявили серьезную проблему – откладывание подготовки к экзаменам «на потом» у половины обучающихся. В психологии это явление называют прокрастинацией. Прокрастинация имеет для личности негативный эффект в виде повышенной тревожности из-за незавершенности действия и автоматически снижает самооценку. И вторая проблема, которая была довольно быстро решена уже в ходе наших первых встреч: осознание учащимися 9-х классов ценности психологических знаний для человека.
Тематика курса психологической подготовки к экзаменам (8часов)
№ п/п
Занятие
Тема
Кол-во часов
1.
Занятие 1-2
Оптимисты и пессимисты.
2 часа
2.
Занятие 3-4
Психологическая игра «Стресс и я: кто кого?»
2 часа
3.
Занятие 5
Экзамен без стресса.
1 час
4.
Занятие 6
Тренинг личностного роста.
1 час
5.
Занятие 7
Психологический практикум по приобретению уверенности в себе.
1 час
6.
Занятие 8
Тренинг позитивного мировосприятия.
1 час
Курс предполагает индивидуальную работу, работу в парах и подгруппах.
Красной нитью всего курса стали такие понятия как «позитивная лексика» и «оптимизм как антидепрессант».
На первом психологическом занятии вниманию обучающихся был предложен входной тест Дж. Кинчер «Оптимист – пессимист», который помог выявить основную жизненную стратегию каждого обучающегося. На последнем занятии подростки выполнили ассоциативную методику «Лужа», которая также выявила все ту же жизненную стратегию, но в иной форме. У подростков была возможность сравнить свои результаты на входе в психологическую работу и на выходе и отследить динамику своего мировосприятия, если таковая случилась.
Коротко о формах работы и содержании курса.
Живой интерес всегда вызывает обсуждение проблемных ситуаций, но в оптимистическом ключе.
Примеры возможных проблемных ситуаций:
Молоко для каши сбежало на плиту. Пришлось завтракать бутербродами.
Сногсшибательная одноклассница не обращает на меня внимание.
Родители опять выставили мне массу «нельзя».
На льду поскользнулась и упала прямо перед проходившим мимо одноклассником, который мне нравится.
Хорошо тонизирует психогимнастика, мимические и пантомимические упражнения на тему предстоящих экзаменов сквозь призму оптимизма и пессимизма. Оживляет атмосферу занятий упражнение «Эмоциональная поддержка», суть которой – невербально поздравить одноклассника с успешной сдачей экзамена.
Мозговой штурм «Стресс – это плохо/хорошо, потому что…» всегда рождает бурную дискуссию.
Упражнение «Скульптура стресса» выполняется в подгруппах, которые меняются ролями: одна демонстрирует свою скульптуру, а другая рассматривает ее, как в музее скульптур, обсуждая увиденное. (Что вы чувствуете и думаете, когда рассматриваете скульптуру? Как вы ее понимаете? Что вам кажется самым важным?). Потом подгруппы меняются ролями. Задание нравится своей необычностью и оригинальностью.
Одно из занятий – это психологический практикум по освоению эффективных приемов и техник борьбы со стрессом: визуализации – ресурсный образ; мышечные техники; дыхательные гимнастики «2-2-4»; голосовые техники (прием а-о-….) и другие.
Каждое занятие курса заканчивается рефлексивными вопросами по кругу:
Что чувствовал в ходе занятия?
Что было полезным?
Что стало откровением?
Что было сложным/простым?
Что нового узнал, и как это новое будешь использовать практически?
Завершает серию психологических занятий по профилактике экзаменационной тревожности сочинение – миниатюра «Подготовка к экзаменам: изменения, которые начались в моем внутреннем мире».
Фрагменты сочинений обучающихся, прошедших курс профилактики экзаменационной тревожности.
Владислав (9класс)
«У меня стало появляться ощущение, что я хочу выучить уроки как можно лучше. Начал часто разговаривать с родителями о предстоящих экзаменах. Это нас сблизило».
Светлана (9класс)
«Считаю, что если «не сидеть, сложа руки», то все обязательно получится. Но полагаться только на удачу нельзя. Надо трудиться, тогда будет хороший результат. Из наших занятий я вынесла много уроков. Но больше всего мне запомнилась фраза: «Чем больше труда, тем больше успеха». Ей я и буду следовать».
Ксения (9класс)
«Я стала более собранной. Начала мыслить более позитивно. Поняла, что ОГЭ – это вызов, который нужно принять, и я над этим работаю».
Аня (9класс)
«Я знаю, что стала более ответственной. «Да, это труд не из легких, но я уверена в своих силах»,- эта фраза стимулирует меня. Главное – не лениться».
Виктория (9класс)
«Я стала ощущать то, о чем в начале года даже и не думала – уверенность в себе. Первый тест показал, что я – пессимистка, а последний – что я уже реалист. Мой внутренний мир стал разнообразнее и богаче».
Никита (9класс)
«Я стал более ответственно относиться к урокам, слушать учителей более внимательно. Родители в меня верят».
Юлия Д. (11класс)
«Психологические занятия это отличный способ избавиться от стресса, снять напряжение после тяжелого учебного дня. Для меня достаточно тяжело было показать свои чувства в предложенных упражнениях, но справившись с этим, я поняла, что на самом деле это не так страшно, как кажется».
Елизавета (11класс)
«Стрессы не дают радоваться жизни».
Юлия Ю. (11класс)
«Психологические занятия помогают человеку понять, кто он и разобраться в своих проблемах, учат принимать правду про себя, не отрицать ее».
09.02.2017 года.
Савина Татьяна Краснославовна,
педагог-психолог МБОУ СОШ №40.