Урок литературы в 5-м классе по рассказу М.Шолохова Федотка - 7 Января 2014 - Сайт МБОУ СОШ №40 г.Шахты
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 30.03.2017, 17:27
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Федеральный институт педагогических измерений

Официальный информационный портал ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Официальный информационный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Приложение «ЕГЭ в Ростовской области» на Google Play

Российское образование. Федеральный образовательный портал.

За честный ЕГЭ

Электронная школа будущего

Портал государственных услуг Российской Федерации

Официальный интернет-портал правовой информации

Рекламно-информационные материалы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Линия помощи «Дети онлайн»

Всеобуч по плаванию

ПАМЯТКА поведения при возникновении террористической угрозы

Модернизации региональных систем общего образования

Горячие линии СТОП КОРРУПЦИЯ

GISMETEO: Погода по г.Шахты
Главная » 2014 » Январь » 7 » Урок литературы в 5-м классе по рассказу М.Шолохова Федотка
21:01
Урок литературы в 5-м классе по рассказу М.Шолохова Федотка
Урок литературы в 5-м классе по рассказу М.Шолохова «Федотка».
Тема урока: Тема детства в рассказе М.Шолохова «Федотка».
Цели урока: осознание идейного содержания, построения и системы образов в рассказе М,Шолохова «Федотка».
Задачи урока:
• учить понимать и анализировать художественный текст
• совершенствовать умение находить средства выразительности и определять их роль в тексте
• развивать творческую, речевую и мыслительную активность детей
• воспитывать чувство доброты и бережного отношения к людям.
Планируемые результаты:
Предметные
• понимание произведения, нравственных ценностей;
• умение характеризовать героев;
• выражать свою точку зрения;
• понимание авторской позиции.
Метапредметные
• умение определять цели своего обучения;
• умение работать индивидуально и в сотрудничестве;
• умение рефлексии.
Личностные
• ориентация в системе нравственных ценностей.
Структура урока.
1. Эмоциональная подготовка к восприятию материала.
2. Интерпретация и анализ текста.
3. Рефлексия.
Оборудование:
• Презентация.
• Тексты.
Предварительное домашнее задание:
1) отработать выразительное чтение эпизодов рассказа «Федотка»;

3)индивидуальное задание (инсценировка эпизода).

Теория литературы: рассказ, диалог, внутренний монолог, эпитеты, сравнения, художественная деталь.
Рассказ - малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.



Ход урока

1.Сообщение о Шолохове. Презентация.
Подводя итог своей писательской работы, Шолохов сказал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку... Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив». Когда вы станете старше, вы подробно познакомитесь с книгами Михаила Александровича Шолохова. Вас захватят события и судьбы людей, о которых ведется речь в романах «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», в рассказе «Судьба человека», в «Донских рассказах». Вы полюбите героев этих книг, они станут вам родными. А в писателе найдете друга на всю жизнь, мудрого наставника и советчика, человека огромной и чуткой души. Когда М. А. Шолохова за роман «Поднятая целина» наградили Ленинской премией, он направил в станицу Каргинскую Вёшенского района телеграмму: «… рад сообщить дорогим станичникам,…. что полученная мной Ленинская премия целиком передана на строительство новой школы, взамен той, в которой когда-то давно я учился грамоте. Крепко обнимаю всех каргинцев. Ваш Шолохов».
2. Эмоциональная подготовка к восприятию материала.
1.Какое впечатление произвел на вас рассказ?
2.Какие сцены и эпизоды вам понравились и запомнились? Назовите их.

3.Конкретизация целей учителем:
Знать содержание рассказа.
Уметь анализировать художественный текст.
4.Словарная работа.
Сбитень-напиток медовый
Парижская зелень-краска зеленого цвета
Щербатина - пространство между зубами
Шарниры-скрепленные между собой движущие части
Веялка-, -и, ж. Сельскохозяйственная машина, на которой веют зерно.

5.Беседа .
Когда и где происходили описанные события?
1.С какими героями мы познакомились?
2.С какой целью пришел Давыдов в школу?
3.Что мы узнали об учительнице Людмиле Сергеевне? (Эпитеты)
4.Какие чувства испытывал Давыдов, стоя возле класса?
5.Чего не переносил Давыдов в общении с людьми, особенно с женщинами?
6.Как отнеслись к приходу гостя ребята?
7.Что произошло во время записи хозяйственных нужд в записную книжку?
8.Каков же он, маленький Федотка? (Портрет, поведение, сравнение)
Вывод о том, что Мишка настоящий деревенский мальчишка: не очень-то ухоженный, живущий больше на улице, чем дома, обожженный солнцем и ветром, непоседливый и шустрый.

9.Как отнесся к этому поступку Федотки Давыдов? Что он сделал?
Эта ситуация комическая или трагическая?
10.Чтобы обратить на себя внимание Давыдова, что еще сделал Федотка?
11.Что же произошло дальше, о чем впоследствии Давыдов вспоминал с содроганием?
12.Перескажите внутренние размышления Давыдова о том, как предотвратить трагедию с гранатой? (Внутренний монолог).

6.Инсценировка.Диалог Федотки и Давыдова по дороге к сараю.
Прелесть, своеобразие шолоховского рассказа в том, что его героев мы видим и слышим, так ярка и выразительна их речь в диалогах.
Как характеризуют Федотку его сомнения в справедливости обмена?
Автор сразу вводит читателя в мир ребенка, в мир его радостей и огорчений. Все происходящее видится будто бы глазами мальчика. Федотка по-своему называет все происходящее.

7. Рефлексия
- Чему же учит рассказ Шолохова?
- Удалось ли нам достичь поставленную цель? Что помогло?
8. Домашнее задание.

Вопросы и задания к рассказу М.Шолохова «Федотка» (глава №17 романа «Поднятая целина»).
Теория литературы: рассказ, диалог, внутренний монолог, эпитеты, сравнения. (Найти ответы в словаре, выучить)
Рассказ - малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.
Вопросы к беседе по содержанию рассказа.
1.Какое впечатление произвел на вас рассказ?
2.Какие сцены и эпизоды вам понравились и запомнились? Назовите их.
3.Когда и где происходили описанные события?
4.С какими героями мы познакомились?
5.С какой целью пришел Давыдов в школу?
6.Что мы узнали об учительнице Людмиле Сергеевне?
7.Какие чувства испытывал Давыдов, стоя возле класса?
8.Чего не переносил Давыдов в общении с людьми, особенно с женщинами?
9.Как отнеслись к приходу гостя ребята?
10.Что произошло во время записи хозяйственных нужд в записную книжку?
11.Как отнесся к этому поступку Федотки Давыдов? Что он сделал?
12.Каков же он, маленький Федотка? (Портрет, поведение, сравнение)
13.Чтобы обратить на себя внимание Давыдова, что еще сделал Федотка?
14.Что же произошло дальше, о чем впоследствии Давыдов вспоминал с содроганием?
15.Перескажите внутренние размышления Давыдова о том, как предотвратить трагедию с гранатой? (Внутренний монолог.)
16.Как характеризуют Федотку его сомнения в справедливости обмена?
17.Чему же учит рассказ Шолохова?
Отвечая на вопросы, зачитывать цитаты (небольшие отрывки) из рассказа, предварительно подчеркнув их в рассказе, обозначив цифрами номера вопросов.

Литературная игра с элементами морфологии
по рассказу М.Шолохова «Федотка» для учащихся 4-5 класса.
Цели игры: пробудить интерес к чтению, показать важность внимательного чтения, учить обращать внимание на художественные детали в тексте, учиться работать в коллективе, уметь соотносить слово с его морфологическими признаками.
Вопросы для предварительного отбора.
1.Что за клад нашли в сарае Давыдов и Шалый?
2.Что делала учительница в школе каждый день?
3.Из чего Давыдов сделал шарик, которым стал плеваться?
4.Что вдруг Федотка вытащил из кармана?
5.На что обменял Давыдов железку Федотки?
6.Зачем Давыдов приходил в школу?
7.Где Федотка нашёл кругляш?
8.Какое распоряжение дал Давыдов своему завхозу насчёт учительницы?
9.Что за шум вечером раздался на окраине деревни Гремячий Лог?
10.Что было самым примечательным на лице Федотки и чего не было у Давыдова?
1 конкурс «Кто это?»
1-«там, где некогда у него была щербатина, торчали два широких, иссиня белых зуба, ещё не выросших в полную меру».
2-«невысокого роста худенькая и узкоплечая, с коротко подстриженными белёсыми и кудрявыми волосами».
3-«она мучительно покраснела, даже уши у неё порозовели, а ключицы стали пунцовыми».
4-«оглядываясь на товарищей вразвалочку зашагал по улице».
5-«только теперь он ощутил, как медленно стекают со лба капельки пота, скользят по бокам переносицы, щекочут глазницы».
6-«прозрачная какая-то, сквозит, как осенний лист, значит – недоедает».

1-«раз в хозяйстве эта часть нужна - значит, не горюй, ты поменялся со мной правильно».
2-«на боку лежит, вся разбитая».
3-«они у меня знаешь какие? Почти новые, вот какие!»
4-«боковые перламутровые пластинки его тускло сияли на солнце».
5-«положил его на ноготь большого пальца левой руки, зажмурил левый глаз, будто бы прицеливаясь».
6-«пахло солнцем и пылью, застойным воздухом редко проветриваемого помещения».
3 конкурс «Кто это делает?»
1-обрыл кругом массивный свёрток.
2-в ответ ему гневно забасил.
3-нетерпеливо ёрзал за партой.
4-прыснул в кулак.
5-на огороде капусту поливает.
6-каждый день занимается после обеда.
4 конкурс «Что это делает?»
1-на глазах начинала смуглеть.
2-молчаливо требовали прополки.
3-валялся пустой.
4-мягко щёлкнул по лбу.
5-влезет нам в копеечку.
6-заново покрыть соломой.
5 конкурс «Кто это такой?»
1-босая и плотная.
2-русые, чёрные.
3-старый знакомый.
4-живой, как ртуть.
5-беспечно великодушный.
6-мечтательный.
6 конкурс «Что это такое?»
1-старенький, сточенный.
2-обильный.
3-чистый.
4-нелёгкий.
5-записная.
6-румяный.
7 конкурс «Где это происходит?»
1-низко клонить голову и высовывать язык.
2-застрекотал пулемёт.
3-изредка оглядываясь на товарищей, зашагал вразвалочку.
4-с силой опуская щупы в землю, медленно продвигаясь к веялке.
5-написал на листке из записной книжки.
6-он отдыхал душой, глядя на детские лица.
8 конкурс «Когда это происходит?»
1-разобрали в кузнице пулемёт.
2-и опять, как при первом знакомстве с Федоткой, он со вздохом подумал
3-давыдов решил пойти в школу.
4-пусть зайдёт ко мне в правление.
5-Давыдов подошёл к Федотке и шёпотом спросил.
6-она каждый день с отстающими занимается.
9 конкурс «Что бы это значило?»
1-некое сладостное волнение ПРОБУДИЛОСЬ в его душе в эти минуты.
2-по полу СКОЛЬЗИЛИ солнечные зайчики.
3-РАЗОБЬЮСЬ В ДОСКУ, но для школы добуду.
4-он ОТДЫХАЛ ДУШОЙ, глядя на детские лица.
5- горе ЛАПТЕМ ХЛЕБАЛИ.
6-менялись-то БАШ НА БАШ.
10 конкурс «Кто говорит эти слова?»
1-ладно, как-нибудь зайду.
2-у вас тут какие-то секреты.
3-всурьёз собирались щупать Советскую власть.
4-с хлеба на квас.
5-парижская зелень на крышу
6-о, чёрт тебя, что же делать?!
Подведение итогов. Награждение победителя.

Литературная игра с элементами морфологии
по рассказу М.Шолохова «Федотка» для учащихся 4-5 класса.
Цели игры: пробудить интерес к чтению, показать важность внимательного чтения, учить обращать внимание на художественные детали в тексте, учиться работать в коллективе, уметь соотносить слово с его морфологическими признаками.
Вопросы для предварительного отбора.
1.Что за клад нашли в сарае Давыдов и Шалый? Пулемёт, патроны, гранаты.
2.Что делала учительница в школе каждый день? Занималась с отстающими.
3.Из чего Давыдов сделал шарик, которым стал плеваться? Из бумаги.
4.Что вдруг Федотка вытащил из кармана? Гранату-лимонку.
5.На что обменял Давыдов железку Федотки? На нож.
6.Зачем Давыдов приходил в школу? Решить вопрос о ремонте школы.
7.Где Федотка нашёл кругляш? В сарае.
8.Какое распоряжение дал Давыдов своему завхозу насчёт учительницы? Выписать ей продукты.
9.Что за шум вечером раздался на окраине деревни Гремячий Лог? Стреляли из пулемёта, проверяя его.
10.Что было самым примечательным на лице Федотки и чего не было у Давыдова? Два передних зуба.
1 конкурс «Кто это?»
1-«там, где некогда у него была щербатина, торчали два широких, иссиня белых зуба, ещё не выросших в полную меру». Федотка
2-«невысокого роста худенькая и узкоплечая, с коротко подстриженными белёсыми и кудрявыми волосами». учитель Людмила Сергеевна
3-«она мучительно покраснела, даже уши у неё порозовели, а ключицы стали пунцовыми». учитель Людмила Сергеевна
4-«оглядываясь на товарищей вразвалочку зашагал по улице». Федотка
5-«только теперь он ощутил, как медленно стекают со лба капельки пота, скользят по бокам переносицы, щекочут глазницы». Давыдов
6-«прозрачная какая-то, сквозит, как осенний лист, значит – недоедает». учитель Людмила Сергеевна
2 конкурс «Что это?»
1-«раз в хозяйстве эта часть нужна - значит, не горюй, ты поменялся со мной правильно». граната
2-«на боку лежит, вся разбитая». веялка
3-«они у меня знаешь какие? Почти новые, вот какие!» бабки
4-«боковые перламутровые пластинки его тускло сияли на солнце». нож
5-«положил его на ноготь большого пальца левой руки, зажмурил левый глаз, будто бы прицеливаясь». бумажный мякиш
6-«пахло солнцем и пылью, застойным воздухом редко проветриваемого помещения». класс
3 конкурс «Кто это делает?»
1-обрыл кругом массивный свёрток. Давыдов
2-в ответ ему гневно забасил. Шалый
3-нетерпеливо ёрзал за партой. Федотка
4-прыснул в кулак. кто-то из учеников
5-на огороде капусту поливает. заведующий
6-каждый день занимается после обеда. учительница
4 конкурс «Что это делает?»
1-на глазах начинала смуглеть. озимая рожь
2-молчаливо требовали прополки. сорняки
3-валялся пустой. чехол от винтовки
4-мягко щёлкнул по лбу. шарик из бумаги
5-влезет нам в копеечку. ремонт
6-заново покрыть соломой. сарай
5 конкурс «Кто это такой?»
1-босая и плотная. девочка, встретившая Давыдова у школы
2-русые, чёрные. ученики
3-старый знакомый. Федотка
4-живой, как ртуть. Федотка
5-беспечно великодушный. Давыдов
6-мечтательный. Давыдов
6 конкурс «Что это такое?»
1-старенький, сточенный. нож
2-обильный. пот
3-чистый. листок
4-нелёгкий. труд
5-записная. книжка
6-румяный. рот
7 конкурс «Где это происходит?»
1-низко клонить голову и высовывать язык. на уроке во время письма
2-застрекотал пулемёт. за Гремячим Логом
3-изредка оглядываясь на товарищей, зашагал вразвалочку. на улице
4-с силой опуская щупы в землю, медленно продвигаясь к веялке. в сарае
5-написал на листке из записной книжки. в правлении колхоза
6-он отдыхал душой, глядя на детские лица. На уроке
8 конкурс «Когда это происходит?»
1-разобрали в кузнице пулемёт. до заката солнца
2-и опять, как при первом знакомстве с Федоткой, он со вздохом подумал весной
3-давыдов решил пойти в школу. когда проводил деда Щукаря
4-пусть зайдёт ко мне в правление. вечером
5-Давыдов подошёл к Федотке и шёпотом спросил. после уроков
6-она каждый день с отстающими занимается. после обеда
9 конкурс «Что бы это значило?»
1-некое сладостное волнение ПРОБУДИЛОСЬ в его душе в эти минуты. Давыдов вспомнил
2-по полу СКОЛЬЗИЛИ солнечные зайчики. перемещались в сторону
3-РАЗОБЬЮСЬ В ДОСКУ, но для школы добуду. сделаю всё от меня зависящее
4-он ОТДЫХАЛ ДУШОЙ, глядя на детские лица. радовался
5- горе ЛАПТЕМ ХЛЕБАЛИ. мучились и голодали
6-менялись-то БАШ НА БАШ. равноценный обмен
10 конкурс «Кто говорит эти слова?»
1-ладно, как-нибудь зайду. Федотка
2-у вас тут какие-то секреты. учительница
3-всурьёз собирались щупать Советскую власть. Шалый
4-с хлеба на квас. Островнов
5-парижская зелень на крышу Давыдов
6-о, чёрт тебя, что же делать?! Давыдов
Подведение итогов. Награждение победителя.

С грехом пополам выпроводив деда Щукаря, Давыдов решил пойти в школу и на месте определить, что еще можно сделать, чтобы школьное помещение к воскресенью приняло праздничный вид. А кроме того, ему хотелось поговорить с заведующим и вместе с ним прикинуть, сколько и каких строительных материалов потребуется на ремонт школы и когда приступать к нему, чтобы без особой спешки и возможно добротнее отремонтировать здание к началу учебного года.
Только в последние дни Давыдов ощутимо почувствовал, что настает самая напряженная рабочая пора за все время его пребывания в Гремячем Логу: еще не управились с покосом травы, а уже подходила уборка хлеба, на глазах начинала смуглеть озимая рожь; почти одновременно с ней вызревал ячмень; бурно зарастали сорняки, и молчаливо требовали прополки невиданно огромные, по сравнению с единоличными полосами, колхозные деляны подсолнечника и кукурузы, и уже не за горами был покос пшеницы.
До начала уборки хлебов многое надо было сделать; перевезти в хутор возможно больше сена, подготовить тока для обмолота, закончить переноску в одно место амбаров, ранее принадлежавших кулакам, наладить единственную в колхозе паровую молотилку. Да и помимо этого изрядное число больших и малых забот легло на плечи Давыдова, и каждое дело настойчиво требовало к себе постоянного и неусыпного внимания.
По старым, скрипучим ступенькам Давыдов поднялся на просторное крыльцо школы. У дверей босая и плотная, как сбитень, девочка лет десяти посторонилась, пропуская его.
— Ты ученица, милая? — ласково спросил Давыдов.
— Да, — тихо ответила девочка и смело снизу вверх взглянула на Давыдова.
— Где тут живет ваш заведующий?
— Его нет дома, они с женой за речкой, на огороде капусту поливают.
— Экая незадача… А в школе кто-нибудь есть?
— Наша учительница, Людмила Сергеевна.
— Что же она тут делает?
Девочка улыбнулась:
— Она с остающими ребятами занимается. Она каждый день с ними занимается после обеда.
— Значит, подтягивает их?
Девочка молча кивнула головой.
— Порядок! — одобрительно сказал Давыдов и вошел в полутемные, сени.
Откуда-то из глубины длинного коридора доносились детские голоса. Неторопливо обходя и по-хозяйски осматривая пустые классы, Давыдов через приоткрытую дверь в последней комнате увидел с десяток маленьких ребятишек, просторно разместившихся в переднем ряду сдвинутых парт, и около них — молоденькую учительницу. Невысокого роста, худенькая и узкоплечая, с коротко подстриженными белесыми и кудрявыми волосами, она походила скорее на девочку-подростка, нежели на учительницу.
Давненько уже не переступал Давыдов порога школы, и теперь странное чувство испытывал он, стоя возле двери класса, сжимая в левой руке выгоревшую на солнце кепку. Что-то от давнего уважения к школе, некое сладостное волнение, навеянное мгновенным воспоминанием о далеких годах детства, пробудилось в его душе в эти минуты…
Он несмело открыл дверь и, покашливая вовсе не оттого, что першило в горле, негромко обратился к учительнице:
— Разрешите войти?
— Войдите, — прозвучал в ответ тонкий девичий голос.
Учительница повернулась лицом к Давыдову, удивленно приподняла брови, но, узнав его, смущенно сказала:
— Входите, пожалуйста.
Давыдов неловко поклонился.
— Здравствуйте. Вы извините, что помешал, но я на одну минутку… Мне бы осмотреть вот этот последний класс, я — насчет ремонта школы. Я могу обождать.
Дети встали, нестройно ответили на приветствие, и Давыдов, взглянув на девушку, тотчас подумал: «Я — как прежний попечитель школы из строгих толстосумов… Вот и учителька испугалась, краснеет. Надо же было мне заявиться в этот час!»
Девушка подошла к Давыдову.
— Проходите, пожалуйста, товарищ Давыдов! Через несколько минут я закончу урок. Присядьте, пожалуйста. Может быть, позвать Ивана Николаевича?
— А кто это?
— Наш заведующий школой — Иван Николаевич Шпынь. Разве вы его не знаете?
— Знаю. Не беспокойтесь, я обожду. Можно мне побыть здесь, пока вы занимаетесь?
— Ну, конечно! Садитесь, товарищ Давыдов.
Девушка смотрела на-Давыдова, говорила с ним, но все еще никак не могла оправиться от смущения; она мучительно краснела, даже ключицы у нее порозовели, а уши стали пунцовыми.
Вот чего не переносил Давыдов! Не переносил уже по одному тому, что, глядя на какую-нибудь краснеющую женщину, он почему-то и сам начинал краснеть, и от этого всегда испытывал еще большее чувство смущения и неудобства.
Он сел на предложенный ему стул около небольшого столика, а девушка, отойдя к окну, стала раздельно диктовать ученикам:
— Ма-ма го-то-вит… Написали, дети? Го-то-вит нам о-бед. После слова «обед» поставьте точку. Повторяю…
Вторично написав предложение, ребятишки с любопытством уставились на Давыдова. Он с нарочитой важностью провел пальцами по верхней губе, делая вид, будто разглаживает усы, и дружески подмигнул ребятам. Те заулыбались; добрые отношения начали будто бы налаживаться, но учительница снова стала диктовать какую-то фразу, привычно разбивая слова на слоги, и ребятишки склонились над тетрадями.
В классе пахло солнцем и пылью, застойным воздухом редко проветриваемого помещения. Теснившиеся у самых окон кусты сирени и акации не давали прохлады. Ветер шевелил листья, и по выщербленному полу скользили солнечные зайчики.
Сосредоточенно сдвинув брови, Давыдов занялся подсчетом: «Надо не меньше двух кубометров сосновых досок — заменить кое-где половицы. Рамы в окнах хорошие, а двойные — в каком виде и есть ли они, надо узнать. Купить ящик стекла. Наверное, нет в запасе ни одного листа, а чтобы ребята не колотили стекла — это же невозможное дело, факт! Хорошо бы добыть свинцовых белил, а вот сколько этого добра пойдет на покраску потолков, наличников, рам и дверей? Уточнить у плотников. Крыльцо заново настелить. Можно из своих досок: распилил две вербы — и готово. Ремонт нам влезет в копеечку… Дровяной сараишко заново покрыть соломой. Да тут до черта делов, факт! Закончим с амбарами — и сразу же переброшу сюда всю плотницкую бригаду. Крышу бы на школе заново покрасить… А где деньги? Разобьюсь в доску, но для школы добуду! Факт! Да оно и разбиваться ни к чему: продадим пару выбракованных быков — вот и деньги. Придется из-за этих быков с райисполкомом бой выдержать, иначе ничего не выйдет… А худо мне будет, если продать их тайком… Но все равно рискну. Неужели Нестеренко не поддержит?»
Давыдов достал записную книжку, написал: «Школа. Доски, гвозди, стекло — ящик. Парижская зелень на крышу. Белила. Олифа…»
Хмурясь, дописывал он последнее слово и в это время пущенный из трубки маленький влажный шарик разжеванной бумаги мягко щелкнул его по лбу, прилип к коже. Давыдов вздрогнул от неожиданности, и тотчас же кто-то из ребятишек прыснул в кулак. Над партами прошелестел тихий смешок.
— Что там такое? — строго спросила учительница.
Сдержанное молчание было ей ответом.
Отлепив шарик со лба, улыбаясь, Давыдов бегло осмотрел ребят: белесые, русые, черные головки низко склонились над партами, но ни одна загорелая ручонка не выводила букв…
— Закончили, дети? Теперь пишите следующее предложение…
Давыдов терпеливо ждал, не сводя смеющихся глаз со склоненных головок. И вот один из мальчиков медленно, воровато приподнял голову, и Давыдов прямо перед собою увидел старого знакомого: не кто иной, как сам Федотка Ушаков, которого он однажды весною встретил в поле, смотрел на него узенькими щелками глаз, а румяный рот его расползался в широчайшей, неудержимой улыбке. Давыдов глянул на плутовскую рожицу и сам чуть не рассмеялся вслух, но, сдержавшись, торопливо вырвал из записной книжки чистый лист, сунул его в рот и стал жевать, быстро взглядывая на учительницу и озорно подмигивая Федотке. Тот смотрел на него во все глаза, но, чтобы не выдать улыбку, прикрыл рот ладошкой.
Давыдов, наслаждаясь Федоткиным нетерпением, тщательно и не спеша скатал бумажный мякиш, положил его на ноготь большого пальца левой руки, зажмурил левый глаз, будто бы прицеливаясь. Федотка надул щеки, опасливо вобрал голову в плечи, — как-никак шарик был не маленький и увесистый… Когда Давыдов, улучив момент, легким щелчком послал шарик в Федотку, тот так стремительно нагнул голову, что гулко стукнулся лбом о парту. Выпрямившись, он уставился на учительницу, испуганно вытаращил глазенки, стал медленно растирать рукою покрасневший лоб, а Давыдов, беззвучно трясясь от смеха, отвернулся и по привычке закрыл ладонями лицо.
Разумеется, поступок его был непростительным ребячеством и надо было соображать, где он находится. Овладев собою, он с виноватой улыбкой покосился на учительницу, но увидел, что она, отвернувшись к окну, также пыталась скрыть смех. Худенькие плечи ее вздрагивали, а рука со скомканным платочком тянулась к глазам, чтобы вытереть выступившие от смеха слезы.
«Вот тебе и строгий попечитель… — подумал Давыдов. — Нарушил весь урок. Надо отсюда смываться».
Сделав серьезное лицо, он взглянул на Федотку. Живой, как ртуть, мальчишка уже нетерпеливо ерзал за партой, показывая пальцем себе в рот, а потом раздвинул губы: там, где некогда у него была щербатина, — торчали два широких, иссиня-белых зуба, еще не выросших в полную меру и с такими трогательными зубчиками по краям, что Давыдов невольно усмехнулся.
Он отдыхал душой, глядя на детские лица, на склоненные над партами разномастные головки, невольно отмечая про себя, что когда-то, очень давно, и он вот так же, как Федоткин сосед по парте, имел привычку, выводя буквы или рисуя, низко клонить голову и высовывать язык, каждым движением его как бы помогая себе в нелегком труде. И опять, как и весною при первом знакомстве с Федоткой, он со вздохом подумал: «Легче вам, птахи, жить будет, да и сейчас легче живется, а иначе за что же я воевал? Уж не за то ли, чтобы и вы хлебали горе лаптем, как мне в детстве пришлось?»
Из мечтательного настроения его вывел все тот же Федотка: словно на шарнирах вертясь за партой, он привлек внимание Давыдова, знаками настойчиво прося показать, как у того обстоит дело с зубом. Давыдов улучил момент, когда учительница отвернулась и, огорченно разводя руками, обнажил зубы. Увидев знакомую щербатину во рту Давыдова, Федотка прыснул в ладошки, а потом с величайшим самодовольством заулыбался. Весь его торжествующий вид красноречивее всяких слов говорил: «Вот как я тебя обставил, дядя! У меня-то зубы выросли, а у тебя — нет!»
Но через минуту произошло такое, о чем Давыдов и долгое время спустя не мог вспоминать без внутреннего содрогания. Расшалившийся Федотка, снова желая привлечь к себе внимание Давыдова, тихонько постучал о парту, а когда Давыдов рассеянно взглянул на него, — Федотка, важно откинувшись, полез правой рукой в карман штанишек, вытащил и опять быстро сунул в карман ручную гранату-«лимонку». Все это произошло так мгновенно, что Давыдов в первый момент только ошалело заморгал, а бледнеть начал уже после…
«Откуда у него?! А если капсюль вставлен?! Стукнет по сиденью, и тогда… О, черт тебя, что же делать?!» — с жарким ужасом думал он, закрыв глаза и не чувствуя, как пот прохладной испариной выступил у него на лбу, на подбородке, на шее.
Надо было что-то немедленно предпринять. Но что? Встать и попытаться силой отобрать гранату? А если мальчишка испугается, рванется из рук и еще, чего доброго, успеет швырнуть гранату, не зная, что за этим последует его и чужая смерть… Нет, так делать не годится. Давыдов решительно отверг этот вариант. Все еще не открывая глаз, он мучительно искал выхода, торопил мысль, а воображение помимо его воли услужливо рисовало желтую вспышку взрыва, дикий короткий вскрик, изуродованные детские тела…
Только теперь он ощутил, как медленно стекают со лба капельки пота, скользят по бокам переносицы, щекочут глазницы. Он хотел достать носовой платок и нащупал в кармане перочинный нож — давнишний подарок одного старого друга. Давыдова осенило: правой рукой он вытащил нож, рукавом левой — вытер обильный пот на лбу и с таким подчеркнутым вниманием стал вертеть и разглядывать нож, как будто видел его впервые в жизни. А сам искоса посматривал на Федотку.
Нож был старенький, сточенный, но зато боковые перламутровые пластинки его тускло сияли на солнце, а кроме двух лезвий, отвертки и штопора, в нем имелись еще и великолепные маленькие ножницы. Давыдов последовательно открывал все эти богатства, изредка и коротко взглядывая на Федотку. Тот не сводил с ножа зачарованных глаз. Это был не просто нож, а чистое сокровище! Ничего равного по красоте он еще не видел. Но когда Давыдов вырвал из записной книжки чистый листок и тут же, быстро орудуя ножничками, вырезал лошадиную голову, — восторгу Федоткиному не было конца!
Вскоре урок окончился. Давыдов подошел к Федотке, шепотом спросил:
— Видал ножичек?
Федотка проглотил слюну, молча кивнул головой.
Наклонившись, Давыдов шепнул:
— Меняться будем?
— А кого на кого менять? — еще тише прошептал Федотка.
— Нож на железку, какая у тебя в кармане.
Федотка с такой отчаянной решимостью согласия закивал головой, что Давыдов должен был попридержать его за подбородок. Он сунул в руку Федотки нож, бережно принял на ладонь гранату. Капсюля в ней не оказалось, и Давыдов, часто дыша от волнения, выпрямился.
— У вас тут какие-то секреты, — улыбнулась, проходя мимо, учительница.
— Мы с ним старые знакомые, а виделись давно… Вы нас извините, Людмила Сергеевна, — почтительно сказал Давыдов.
— Я рада, что вы побывали у меня на уроке, — краснея, проговорила девушка.
Не замечая ее смущения, Давыдов попросил:
— Передайте товарищу Шпыню: пусть сегодня вечером зайдет ко мне в правление, а перед этим пусть прикинет, какой ремонт будем делать школе, и пусть подумает о смете. Ладно?
— Хорошо, я все передам ему. Вы к нам больше не зайдете?
— Как-нибудь в свободную минуту загляну непременно, факт! — заверил Давыдов и сейчас же, без видимой связи с предшествовавшим разговором, спросил: — Вы у кого на квартире находитесь?
— У бабушки Агафьи Гавриловны. Знаете такую?
— Знаю. А какая у вас семья?
— Мама и двое братишек в Новочеркасске. Но почему вы обо всем этом спрашиваете?
— Надо мне хоть что-нибудь о вас знать, я же ваших девичьих секретов не касаюсь? — отшутился Давыдов.
Возле крыльца толпа ребятишек плотным кольцом окружила Федотку, рассматривая нож. Давыдов отозвал счастливого владельца в сторону, спросил:
— Где ты нашел свою игрушку, Федот Демидович? В каком месте?
— Показать, дяденька?
— Обязательно!
— Пойдем. Пойдем зараз же, а то мне после некогда будет, — деловито предложил Федотка.
Он сжал в руке указательный палец Давыдова и, явно гордясь тем, что ведет не просто дядю, а самого председателя колхоза, изредка оглядываясь на товарищей, вразвалочку зашагал по улице.
Так они и шли, не особенно торопясь, лишь время от времени обмениваясь короткими фразами.
— Ты размениваться не надумаешь? — спросил Федотка, слегка забегая вперед и встревоженно заглядывая в глаза Давыдову.
— Ну что ты! Дело у нас с тобой решенное, — успокоил его Давыдов.
Минут пять они шагали, как и подобает мужчинам, в солидном молчании, а потом Федотка не выдержал — не выпуская из руки пальца Давыдова, снова забежал вперед, глядя снизу вверх, сочувственно спросил:
— А тебе не жалко ножа? Не горюешь, что променялся?
— Ни капельки! — решительно ответил Давыдов.
И снова шли молча. Но, видно, какой-то червячок сосал маленькое сердце Федотки, видно, считал Федотка обмен явно невыгодным для Давыдова, потому после длительного молчания и сказал:
— А хочешь, я тебе в додачу свою пращу отдам? Хочешь?
С непонятным для Федотки беспечным великодушием Давыдов отказался:
— Нет, зачем же! Пусть пращ у тебя остается. Ведь менялись-то баш на баш? Факт!
— Как это «баш на баш»?
— Ну, ухо на ухо, понятно?
Нет, вовсе не все было понятно для Федотки. Такое легкомыслие при мене, которое проявил взрослый дядя, крайне удивило Федотку и даже как-то насторожило его… Роскошный, блестящий на солнце нож и ни к чему не пригодная круглая железка, — нет, тут что-то не так! Спустя немного практичный Федотка на ходу внес еще одно предложение:
— Ну, ежели пращу не хочешь, может, тебе бабки отдать? В додачу, а? Они у меня знаешь какие? Почти новые, вот какие!
— И бабки твои мне не нужны, — вздыхая и усмехаясь, отказался Давыдов. — Вот если бы этак лет двадцать с гаком назад — я бы, братец ты мой, от бабок не отказался. Я бы с тебя их содрал как с миленького, а сейчас не беспокойся, Федот Демидович! О чем ты волнуешься? Нож — твой на веки вечные, факт!
И опять молчание. И опять через несколько минут вопрос:
— Дяденька, а этот кругляш, какой я тебе отдал, он от кого? От веялки?
— А ты где его нашел?
— В сарае, куда идем, под веялкой. Старая-престарая веялка там такая, на боку лежит, вся разбитая, и он под ней был. Мы в покулючки играли, я полез хорониться, а кругляш там лежит. Я его и взял.
— Значит, это от веялки часть. А палочки железной, небольшой возле него не видел?
— Нет, там больше ничего не было.
«Ну, и слава богу, что не было, а то мы мне еще учинил бы такое, что и на том свете не разобрались бы», — подумал Давыдов.
— А эта часть от веялки тебе дюже нужна? — поинтересовался Федотка.
— Очень даже.
— В хозяйстве нужна? На другую веялку?
— Ну, факт!
После недолгого молчания Федотка сказал басом:
— Раз в хозяйстве эта часть нужна — значит, не горюй, ты поменялся со мной правильно, а нож ты себе новый купишь.
Так умозаключил рассудительный не по годам Федотка и успокоенно улыбнулся. Душа у него, как видно, стала на место.
Вот, собственно, и весь разговор, который они вели по дороге, но этот разговор был как бы завершением их сделки по обмену ценностями…
Теперь Давыдов уже безошибочно знал, куда ведет его Федотка, и когда по переулку слева завиднелись постройки, некогда принадлежавшие отцу Тимофея Рваного, спросил, указывая на крытый камышом сарай:
— Там нашел?
— Как ты здорово угадываешь, дяденька! — восхищенно воскликнул Федотка и выпустил из руки палец Давыдова. — Теперь ты и без меня дойдешь, а я побегу, мне дюже некогда!
Как взрослому пожимая на прощанье маленькую ручонку, Давыдов сказал:
— Спасибо тебе, Федот Демидович, за то, что привел меня куда надо. Ты заходи ко мне, проведывай, а то я скучать по тебе буду. Я ведь одинокий живу…
— Ладно, как-нибудь зайду, — снисходительно пообещал Федотка.
Повернувшись на одной ноге, он свистнул по-разбойничьи, в два пальца, очевидно созывая друзей, и дал такого стрекача, что в облачке пыли только черные пятки замелькали.
Не заходя на подворье Дамасковых, Давыдов пошел в правление колхоза. В полутемной комнате, где обычно происходили заседания правления, Яков Лукич и кладовщик играли в шашки. Давыдов присел к столу, написал на листке из записной книжки: «Завхозу Островнову Я.Л. Отпустите за счет моих трудодней учительнице Л.С.Егоровой муки пшеничной, размольной 32 кг, пшена 8 кг, сала свиного 5 кг». Расписавшись, Давыдов подпер кулаком крутой подбородок, задумчиво помолчал, потом спросил у Островнова:
— Как живет эта девчонка, учительница наша, Егорова Людмила?
— С хлеба на квас, — передвинув шашку, коротко отозвался Островнов.
— Был я сейчас в школе, насчет ремонта интересовался, посмотрел и на учительку… Худая, прозрачная какая-то, сквозит как осенний лист, значит — недоедает! Чтобы сегодня же отправили ее хозяйке все, о чем тут написано, факт! Завтра проверю, Слышишь?!
Оставив на столе распоряжение, Давыдов прямиком пошел к Шалому.
Просмотров: 84 | Добавил: преподователь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Включить версию для слабовидящих
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Горячая линия
Департамента образования г.Шахты Адрес: г.Шахты, ул.Советская, 145,
Tелефон: 8(8636)22-75-86,
C понедельника по четверг с 9.00 до 18.00,
пятница - до 16.45

Детский «Телефон доверия»
(служба экстренной психологической помощи):

8-800-2000-122

«Горячая линия» по борьбе с распространением наркотиков:
(863) 240-81-00

«Горячая линия» по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции:
(863) 262-35-54

«Единый социальный телефон» консультация по вопросам социальной защиты:
8-800-555-02-22

«Стоп, коррупция!»
(863) 240-41-91
Общие сведения о системе образования

Copyright MyCorp © 2017


Наши координаты:  Адрес: Ростовская область 346505 г.Шахты ул. Фучика 8а;  Телефон: 8(8636)26-11-49 Эл.почта:  shkola40@rambler.ru